КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ

Что такое КЭР

ЕДИНЫЙ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ,
определяющий объем допустимого негативного воздействия на окружающую среду к единице выпускаемой предприятием продукции
• Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность
на объектах I категории, обязаны получить комплексное
экологическое разрешение.
• Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность
на объектах II категории и относящихся к области применения
наилучших доступных технологий, вправе получить
комплексное экологическое разрешение.
п.п 1, 12 Ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Объекты I категории НВОС,
включенные в Перечень 300

Объекты, не включенные в
Перечень 300
подача заявки до
31.12.2024

получение до
01.01.2025
п.п. 6, 7 Ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
КЭР подлежит согласованию в ОИВ:
• территориальный орган Росприроднадзора
• Минприроды России
• Минпромторг России
• территориальный орган Роспотребнадзора
• территориальный орган Росрыболовства
• территориальный орган Росводресурсов
• органы исполнительной власти субъекта(-ов) РФ
Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных
экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва»
Составляющие КЭР
Впервые, разрешительный документ является инструментом модернизации предприятия и привлечения зеленого финансирования
• Оценка соответствия проверочным листам, применяемым при осуществлении государственного экологического надзора и самообследовании
Ст. 51 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

• Оценка соответствия применяемых на Объекте, оказывающем НВОС технологий вертикальным и горизонтальным справочникам наилучших
доступных технологий (ИТС НДТ)
Ст. 1, Ст. 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р "Об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий"

• Оценка инвестиционных программ через E фактор

• Рекомендации к разработке программы повышения экологической эффективности
Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности»

• Рекомендации по управлению текущими экологическими рисками
предприятия

• Рекомендации по управлению экологическими рисками в переходный
период

• Разработка ESG стратегии
• Инвентаризация источников выбросов и сбросов загрязняющих
веществ
Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения
инвентаризации стационарных источников и выбросов…»
• Инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их
размещения
• Расчет нормативов допустимых выбросов веществ I и II класса
опасности
Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах…»
Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания
выбросов…»
• Расчет нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса
опасности
Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки
нормативов допустимых сбросов…»
• Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и
утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по
разработке проектов нормативов образования отходов…»
• Проект программы производственного экологического контроля
Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию
программы производственного экологического контроля…»
• Программа создания системы автоматического контроля
Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических
устройств…»
Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении …»
Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим
средствам измерения …»
• Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды
на территориях объектов размещения отходов и в пределах их
воздействия на окружающую среду (при необходимости)
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения…»
Технологический норматив привязывает объем негативного воздействия
на окружающую среду к единице, выпускаемой предприятием продукции в
разрезе используемой технологии.
• Оценка применяемых технологий на соответствие ИТС НДТ
Ст. 1, Ст. 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды»
Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р "Об утверждении перечня областей
применения наилучших доступных технологий"
• Расчет технологических нормативов выбросов
Приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки
технологических нормативов»
Приказы Минприроды «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей
среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства..» по
различным областям применения НДТ
• Расчет технологических нормативов сбросов
Приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки
технологических нормативов»
Приказы Минприроды «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей
среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства..» по
различным областям применения НДТ
Технологические нормативы разрабатываются:
• для объекта ОНВ на котором реализуются технологические процессы,
описанные в информационно-технических справочниках по наилучшим
доступным технологиям, а также установлены технологические
показатели наилучших доступных технологий, в том числе для
выбросов, сбросов.
• в отношении маркерных веществ, для которых установлены
технологические показатели НДТ для ПРИВЛЕЧЕНИЕ выбросов, сбросов.
ППЭЭ СОДЕРЖИТ:
• Перечень мероприятий по реконструкции, техническому
перевооружению объектов, оказывающих НВОС
• Сведения об эффективности мероприятий
• Сроки их выполнения
• Объем и источники финансирования в целом и по отдельным
мероприятиям
• Перечень ответственных за их выполнение должностных лиц
Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 666 «Об утверждении правил разработки программы
повышения экологической эффективности»
ППЭЭ ПОЗВОЛЯЕТ оценить через призму экологической эффективности:
• Инвестиционные программы
• Проекты строительства, реконструкции
• Модернизацию и техническое перевооружение производства
ППЭЭ ПОДЛЕЖИТ ОДОБРЕНИЮ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ:
• Минприроды России
• Минпромторг России
• Минэнерго России
• Минстрой России
• Минэкономразвития России
• Минсельхоза России
• ГК «РОСАТОМ»
• ОИВ субъектов РФ
• Экспертная организация
Постановление Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 «О межведомственной комиссии по
рассмотрению программ повышения экологической эффективности»
ППЭЭ ЯВЛЯЕТСЯ :
• Верификатором «зеленых» проектов
• Показателем эффективности природоохранных
ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ «ЗЕЛЕНОГО»
ФИНАНСИРОВАНИЯ:
• Субсидии на внедрение наилучших доступных технологий в порядке,
установленном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 №541
Первый отбор с целью предоставления субсидий из федерального бюджета российским
организациям на возмещение части затрат для выплаты купонного дохода по облигациям,
выпущенным в рамках реализации инвестпроектов по внедрению НДТ и (или) возмещению части
затрат на уплату процентов по кредитам прошел с 19.07.2021 по 10.10.2021
• «Зеленые» облигации
Рынок зеленых облигаций в России составляет 186 млрд рублей. По оценке заместителя министра
экономического развития России Ильи Торосова, потенциально может достигнуть 1,5 трлн. рублей.
• «Зеленые» кредиты
Банки активно внедряют кредитные продукты, ставка по которым напрямую привязана к
достижению заемщиками критериев по устойчивому развитию.
Портфель ESG-кредитов "Сбера" с начала 2021 года и по настоящее время превысил 52 млрд рублей
Аудит
Природоохранная документация
Привлечение «зеленого» финансирования
Технологическое нормирование
ППЭЭ
Наведите на пункт для просмотра

ПРЕИМУЩЕСТВА

Инструмент верификации ЦУР
Инструмент управления рисками
Выход из «серой» зоны в правовое поле
Создание позитивного имиджа, подтвержденного надзорными органами и рейтинговыми агентствами
Привлечение «зеленого» финансирования
Соответствие нормам природоохранного санитарного законодательства

Пример реализованного КЭР

АО «Архангельский ЦБК»
23 июля 2021 г.
млрд. руб.
Затраты на финансирование ППЭЭ
18,2
мес.
Срок работы над проектом
12
мероприятий
Природоохранного значения
в составе ППЭЭ
20+
листов
Объем материалов заявки
9000+

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РФ

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ
  • сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды;
  • снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и(или) предотвращение их влияния на окружающую среду;
  • сокращение выбросов парниковых газов;
  • энергосбережение и повышение эффективности использования
ресурсов.
РЕЗУЛЬТАТ
Получение экологического эффекта зеленого проекта, который:
  • материален (эффект от реализации проекта имеет долгосрочное и существенное положительное влияние на климат и окружающую среду и определен количественно);
  • соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • подробно описан в документах, определяющих условия реализации зеленого проекта.
По состоянию на февраль 2022 года:
  • Территориальными органами Росприроднадзора приняты к рассмотрению 164 заявки, из них 48 заявок от объектов НВОС, входящих в ТОП 300;
  • В результате рассмотрения, поданных в 2021 году заявок, выдано 46 КЭР, из них 12 объектам НВОС, входящим в ТОП 300;
  • В результате рассмотрения поданных в 2022 году заявок, выдано 2 КЭР, из них 0 объектам НВОС, входящим в ТОП 300.