ПЭК

О вступлении в силу СанПиН 1.2.3685-21

Консультационная поддержка


Введение в силу СанПиН 1.2.3685-21 отменило действие множества ГН, СН и СанПиН, в том числе:
  • ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»;
  • ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни действия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»;
  • ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
  • ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»,
  • СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

По атмосферному воздуху для 69 загрязняющих веществ установлена среднегодовая ПДК (ПДКс.г.), из них 58 веществ теперь имеют одновременно среднесуточные ПДК (ПДКсс) и ПДКсг.

По воде также изменились ПДКГН у части веществ (например, у нитритов – 2 класс опасности).

Производственный контроль за условиями труда
В рамках производственного контроля за условиями труда сотрудников предприятия необходим контроль химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований.

Так, на рабочих местах проводятся измерения концентраций ЗВ и сравниваются с ПДК рз., оценивается физическое и иное воздействие и сравнивается с соответствующими гигиеническими нормативами.

Таким образом, при проведении производственного контроля за условиями труда с 01.03.2021 необходимо пользоваться разделами СанПиН 1.2.3685-21.

Инвентаризация
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатывается с учетом актуальных ГН в атмосферном воздухе.

Кроме того, в соответствии «Порядком проведения инвентаризации ...» (Приказ № 352) в случае, когда концентрация ЗВ оказалась меньше нижнего предела диапазона определения наиболее чувствительной методики измерений, то для организованных источников концентрация ЗВ определяется в зависимости от отношения нижнего предела обнаружения к 0,5 ГН р.з. (п. 38).

При проведении и актуализации инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух после 01.03.2021 необходимо пользоваться соответствующими разделами СанПиН 1.2.3685-21.

Обратить внимание!
С 01.03.2022 вступит в силу новый приказ от 19 ноября 2021 года № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», согласно которому необходимо учитывать все передвижные источники на предприятии.
Приказ № 352 с 01.03.2022 будет признан недействительным.
Если действующая инвентаризация не будет соответствовать Приказу № 871, то в течение года ее необходимо откорректировать.

НДВ, НДС
В 2021 г изменились методики разработки НДВ и НДС.
НДВ необходимо разрабатывать в соответствии с:
  • постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
  • приказом от 11 августа 2020 года № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (действ. с 01.07.2021) (далее – Методика № 581);
  • методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 (далее – Методы № 273).

С 01.07.2021 расчет рассеивания требуется проводить с учетом ПДКмр/ОБУВ, ПДКсс, ПДКсг, а полученные расчетные концентрации сопоставлять с ПДК, относящимися к тому же времени осреднения.
НДС необходимо разрабатывать в соответствии с:
  • приказом от 29 декабря 2020 года № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (действ. с 01.01.2021).

В данных методиках необходимо учитывать актуальные гигиенические нормативы, т.е. применяя СанПиН 1.2.3685-21 (для НДС в меньшей степени – только для сопоставления с ПДК рх и выбора более строгого гигиенического норматива).

Таким образом, если проект НДВ/НДС был разработан и согласован до вступления в силу СанПиН 1.2.3685-21 (до 01.03.2021), а также Приказов № 581/№ 1118, с большой долей вероятности КЭР не получить по таким документам. Имеется значительный риск отказа.

Если нормативы действуют еще несколько лет, то только из-за СанПиН 1.2.3685-21 их корректировать нет необходимости.

Если будет корректироваться инвентаризация по Приказу № 871, то тогда вероятна корректировка НДВ по актуальным НД.

СЗЗ и оценка риска для здоровья населения (ОРЗН)
Основа проекта СЗЗ – не превышение на границе СЗЗ гигиенических нормативов загрязняющих веществ и физических факторов, т.е. оценка по СанПиН 1.2.3685-21.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно измененной редакции ч.8 ст.26 Федерального закона № 342-ФЗ до 1 января 2025 года СЗЗ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из законных способов, указанных в данной статье (в том числе – получение решения на установление).

По нашему опыту, при проведении расчета рассеивания загрязняющих веществ с ПДКсг с использованием программного обеспечения фирмы «Интеграл» «Упрощенные средние» (без метео-файла) отмечаются значительные превышения гигиенических нормативов не только на границе СЗЗ, но и на расстоянии до 1-2 км по таким веществам, как хром шестивалентный, марганец и т.д. (ИЗАВ - сварочный пост), хотя в реальной ситуации подобные превышения невозможны.

При проведении расчетов рассеивания от этих же источников с применением программного обеспечения фирмы «Интеграл» (УПРЗА «Эколог», «Средние», Среднесуточные») и метео-файла, изготовленного ГГО им. Воейкова для рассматриваемой территории, превышения на границе СЗЗ отсутствовали.
По поводу корректности применения данных программ Министерство природных ресурсов выпустило несколько писем.

ОРЗН разрабатывается на основании Руководства P 2.1.10.1920-04 для предприятий 1 и 2 классов опасности по санитарной классификации, а в некоторых случаях - для объектов вне санитарной классификации.

В качестве предела ингаляционного воздействия на человека потенциально опасных уровней химических веществ в воздухе используются референтные концентрации, а в случае их отсутствия - предельно допустимые концентрации (ПДКсг, ПДКсс, ПДКмр), а также ОБУВ.

Если проект СЗЗ с разделом по оценке риска для здоровья населения был разработан и получил ЭЗ и СЭЗ до 01.03.2021, то на данный момент при получении решения на установление СЗЗ в Федеральном Роспотребнадзоре имеется высокий риск отказа в установлении границ без соответствующей корректировки проекта (сейчас это широко практикуется).

Если проект СЗЗ с разделом по оценке риска для здоровья населения разработан после 01.03.2021, то в нем долен быть учет ГН согласно СанПиН 1.2.3685-21.

Если граница СЗЗ установлена до 01.03.2021, ведется контроль на границе СЗЗ и сопоставляется с актуальными гигиеническими нормативами, то при отсутствии превышений ГН на границе СЗЗ действующего предприятия без его реконструкции и технического перевооружения проводить корректировку проекта СЗЗ только из-за введения СанПиН 1.2.3685-21 нет необходимости.

При проведении реконструкции производственного объекта/ изменении технологии производства / выявлении превышений гигиенических нормативов на границе СЗЗ и территориях с повышенными показателями качества атмосферного воздуха при проведении натурных исследований и измерений имеется риск изменения границ установленной СЗЗ. В таком случае необходима корректировка или разработка нового проекта СЗЗ с изменением границ ранее установленной СЗЗ, учитывая СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 1.2.3684-21.

Обратить внимание!
  • Согласно СанПиН 2.1.3684-21 с 01.01.2022 г. утратит силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
  • Постановление № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» также претерпит значительные изменения или утратит силу с заменой на новый документ, соответствующий современным требованиям законодательства;
  • P 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» в скором времени будет заменено на более актуальный документ.